Четверг, 06 апреля 2017 16:34

В дацанах Сангхи России завершился трехдневный Ганжур хурал



С 4 по 6 апреля 2017 года в дацанах Сангхи России прошел Ганжур хурал – публичное декламирование всех устных наставлений Будды Шакьямуни.

 

Через некоторое время после ухода Учителя в махапаринирвану 500 монахов простерлись ниц перед его ближайшим учеником Анандой, и, сложив свои одежды, сотворили для него трон, на который благоговейно попросили взойти его и даровать все наставления Учителя, которые он, Ананда, когда-либо слышал, во времена великих странствий Победоносного по Индии в течение 45 лет. Поэтому каждая сутра так и начинается с этих слов Ананды: «Так я слышал…»

 

Долгое время эти наставления Будды, известные как «Трипитака» передавалась устно, в соответствии с древней традицией Индии заучивать священные тексты наизусть. Но постепенно стала появляться угроза утраты Учения, поэтому около 80 г. до н. э., буддийский канон впервые был записан. На пальмовых листьях монахами школы Тхеравада, на о. Шри-Ланка, на языке пали.

 

Сложенные в свитки, наставления Будды хранились в трех плетеных корзинах, по разделам Учения. Поэтому они и вошли в историю мирового буддизма как канон «Трипитака» («Три Корзины»), состоящий из Виная-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака (в этом разделе заключены самые глубокие метафизические и философские учения, которые даровал сам Будда, и из которого в будущем школы Махаяна и Хинаяна на протяжении множества последующих столетий черпали основы своих фундаментальных доктрин).

 

Сегодня же буддистам России, Монголии, стран, где практикуется школа Махаяны, полный свод Учения Будды известен как канон «Ганжур», состоящий из 108 томов священных текстов и комментариев к нему – «Данжур», из 225 томов, составленных позже выдающимися буддийскими Учителями разных эпох.

Согласно традиции, прихожане каждого бурятского дацана России, с момента своего основания, начиная с первой половины XVIII в., стремились приобрести для фонда библиотеки своего родового дацана, в первую очередь, все 333 тома Ганжура и Данжура, как источник великого Знания, источник неиссякаемых добродетелей («буян» - бур.), как олицетворение духовной связи с Буддой Шакьямуни, с его Учением.

 

Поэтому алтарь в дугане и в домах верующих всегда расположен на северной стороне помещения, как местоположение России относительно Индии, чтобы взоры Божеств всегда были направлены на юг. А главный вход – с южной стороны, как олицетворение тонкой связи с родиной Учителя.

 

С возрождением Сангхой России исторических дацанов этнической Бурятии, были возрождены и все основные хуралы дореволюционной ритуальной практики буддийских монастырей. И вновь зазвучали вокруг земли Байкала из уст наших лам сутры могущественного Учения Будды.

 

Надо отметить, что совершенно не случайно то, что расписание главных хуралов Сангхи России очередного календарного цикла, после проведения всех праздничных хуралов и мероприятий в честь встречи нового года по лунному календарю, в ознаменование перехода живущими в новое временнОе измерение следующих 365 дней («сагаа алхажа гараха», «сагаа алхаха» - бур.) – это 15-дневный хурал Монлам Ченмо, итоговое отчетное собрание дацанов и буддийских общин Буддийской традиционной Сангхи России, спортивный праздник (конные скачки) в честь Богини Белая Тара в местности Талын Харгана Селенгинского района Республики Бурятия, в месте ухода в нирвану I-го Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева, Республиканский турнир по национальной бурятской борьбе Бухэ Барилдаан «Сагаалхын найр», Фестиваль шахмат «Сагаалган» – этапа всероссийских соревнований по быстрым шахматам РАПИД Гран-при – открывает именно Ганжур хурал, как благословение Будды Шакьямуни, как благопожелание всем живущим на удачный и успешный год, вступивший в свои права по буддийскому календарю.

 

Во второй, главный день трехдневного хурала, 5 апреля 2017 г., в Иволгинском дацане состоялось Поклонение XII Пандито Хамбо Ламе Даша Доржо Этигэлову. Вновь тысячи людей со всех уголков России, дальнего и ближнего зарубежья, десятки сотен верующих из Монголии и Внутренней Монголии КНР приехали поклониться великому Учителю, получили Его высшие благословения.

 

Известно, что в предыдущих своих жизнях Хамбо Лама Этигэлов пять раз рождался в Индии, пять раз в Тибете и два – в России (в Бурятии). В самом первом своем из этих величайших 12 воплощений Учитель был выдающимся учеником предыдущего Будды – Будды Кашьяпы, и жил он в местности Доржеден, имя его было Лизава Сэнгэ. В священной Бодхгайе в Индии, как связующий луч двух великих эпох Будды Кашьяпы и Будды Шакьямуни и в наши дни можно увидеть древнюю ступу, возведенную благодарными учениками в память о своем выдающемся Учителе Лизава Сэнгэ.

 

Получив рождение в России, в местности Отсон Хаан (ныне МО «Кяхтинский район» Республики Бурятия) на берегу реки Чикой, как Дамба Даржа Заяев, будущий первый Пандито Хамбо Лама, первым из бурят по окончании 18-летнего курса обучения в Тибете, принес в родные края Учение Будды, основал в пределах теперь уже Российской империи (де факто с 1727 г.), в 1731 г. первый бурятский дацан, дав ему название «Балдан Брэйбун».

 

И, уходя в 1777 г., в возрасте 75 лет, в нирвану, Дамба Даржа Заяев пообещал своим ученикам, в ответ на их молитвы, просьбы, что он вернется вновь на бурятскую землю.

 

Это и произошло спустя ровно 75 лет – в 1852 году, в местности Добо Улзы (ныне с.Оронгой МО «Иволгинский район») он родился как Даша Доржо Этигэлов, будущий XII Пандито Хамбо Лама (с 1911 по 1917 гг.).

 

Не нарушая принесенной клятвы верности буддийского иерарха российскому государю, после отречения Его Величества Николая II от трона 2 (15) марта 1917 г., Хамбо Лама Этигэлов снял с себя полномочия Главы буддистов России, и последующие 10 лет полностью посвятил себя обретению тонких накоплений для достижения феноменального состояния нетленного тела, чтоб вернуться к родному народу, когда пройдет 75 лет периода а-Дхармы, начиная с 1917 г., чтобы как прежде, но уже на другом уровне, помогать верующим, далее распространять славу могущества Учения Будды.

 

Известно, что только существа, раскрывшие и познавшие свою изначальную божественную природу, Бодхисаттвы, величайшие йогины способны контролировать время своего прихода в материальный мир, время ухода из него, способны контролировать длительность своего пребывания в состоянии «трикалагья» (одномоментное пребывание в трех временах и познание всех феноменов этих времен – прошлого, настоящего и будущего), способны управлять любыми процессами тонкой и грубой природы, находясь даже под землей, под водой, на земле, в воздухе и т.д.

 

В возрасте 75 лет, в июне 1927 г., Хамбо Лама Этигэлов свершил чудо, достигнув своей цели – контролируемого ухода в иное состояние.

 

Также ровно 75 лет, до сентября 2002 г., Учитель пребывал под землей, без доступа воздуха и света, в небольшом кедровом коробе с солью.

 

Плоды достижения цели Учителем мы наблюдаем уже 15 лет, причем, Хамбо Лама Этигэлов пребывает рядом с нами в тех же условиях, что и мы – солнечный свет, перепады температур, изменяющееся атмосферное давление, ежедневный прием десятков и сотен верующих из Монголии, постоянный обмен энергиями с тысячами и тысячами людей, других существ на зримом и незримом планах… Температура тела Учителя всегда выше на 1,5 градуса температуры в помещении, где он находится.

 

Кроме того, «нам достоверно неизвестны другие цели возвращения Хамбо Ламы Этигэлова, а они наверняка есть», - говорит Хамбо Лама Дамба Аюшеев, - «мы все уйдем, а он останется, останется до конца этой кальпы. Он победил Смерть. А мы, все прочие, никогда даже не были готовы, способны к такому подвигу за все эоны предыдущих жизней, как не способны сейчас, в этой жизни, даже на самые маленькие подвиги, жизни, подобной хлопку петарды, как назвал ее сам Хамбо Лама Этигэлов… Поэтому мы снова и снова возвращаемся в сансару страдать, чтобы когда-то, и вновь неожиданно, уйти в следующую жизнь, часто так и не поняв смысла этой своей пролетевшей жизни… Один выдающийся тибетский Учитель поразил меня тем, что сказал о себе, что он «неудачник в этой жизни», хотя имеет все, что необходимо человеку для жизни и даже для славы. Объясняя свои слова, он мне сказал: «Если б я был удачлив в своей духовной практике в прошлой жизни, то я не вернулся бы сюда, в этот материальный мир, ушел бы в Чистые Земли Божеств, поэтому я неудачник…» А ведь так и есть! Говорится, что сколько в этот мир с незапамятных времен приходило Будд и Бодхисаттв, чтобы спасти нас от все новых и новых рождений в сансаре, но разве мы их слушали?! И тот факт, что мы живем сейчас, до сих пор не в духовном мире, а здесь, в океане страданий, где нет истинного счастья, которое может длиться хотя бы долю секунды, это говорит о многом, с точки зрения буддизма. Поэтому я уверен, что наш Хамбо Лама Этигэлов пришел не только помогать нам, но и спасать нас! Но много ли людей внимает Его ежедневным Посланиям? Много ли тех, кто хочет услышать эти послания, применить на практике советы Учителя, узнать что-то новое, что он открывает для нас, благословляя на то, чтобы мы могли сделать свою жизнь, жизнь своих близких, знакомых и незнакомых людей лучше? В июне у нас в дацане пройдет конференция по изучению Посланий Хамбо Ламы Этигэлова, вот и посмотрим, насколько мир продвинулся в понимании его Учения. С феноменом нетленного тела Учителя нам ясно, что абсолютное понимание его состояния лежит за пределами нашего мирского ума…»

 

Когда Даша Доржо Этигэлов был маленьким пастушком-батраком в местности Ошор Булаг (находится напротив западных ворот Иволгинского дацана), согласно воспоминаниям очевидцев, увидев на местном кладбище обглоданные птицами и зверями человеческие черепа, он пинал их и говорил: «Вот если бы вы меня тогда слушали бы, вы не лежали бы сейчас здесь!..» Такие поступки и слова маленького сироты, к которому хозяйка всегда относилась высокомерно, смеялась над ним, когда он ей говорил, что станет Хамбо Ламой, во взрослых людей вселяли дикий страх, поэтому вскоре они и постарались отдать его в Анинский дацан. А этот мальчик точно знал, о чем говорил, он тогда уже обладал всевидением прошлых жизней живых существ и своих кармических связей с ними, со времен еще Будды Кашьяпы, потому что знал, что эти люди давно могли бы получить рождение в Чистых Землях Диважин, Тушита и других, если бы слушали его наставления.

 

И вот, Хамбо Лама Этигэлов, обладающий безграничным могуществом, находится сейчас рядом с нами, 90-й год длится его феноменальная медитация.

В 2017 г. Учителю исполняется 165 лет со дня рождения.

 

8-й год он ежедневно передает нам в зашифрованном виде свои наставления.

 

Хамбо Лама Дамба Аюшеев всегда подчеркивает, что «вся та обширная деятельность, которой занимается Сангха России, подчинена лишь одной цели – порадовать Хамбо Ламу Этигэлова. Ведь по буддийским представлениям искренне и глубоко порадовать своего Учителя – есть высшая добродетель». Сомнений нет, потому как вместе с Учителем – частью духовного мира, радуются все Будды, Бодхисаттвы, Сахюусаны, Даки, Дакини, дарующие нам свои благословения.

 

Удивительные слова в этот день сказала нам молодая женщина Светлана, приехавшая специально увидеться с Хамбо Ламой Этигэловым из Забайкальского края, из г.Чита: «Я русская, я православная, и не считаю, что мне нельзя почитать Хамбо Ламу Этигэлова. Более того, когда запас моих сил на работе, где всю душу отдаешь людям, иссякает, я беру отпуск и еду в Бурятию, говорю всем, что поехала в Иволгинский дацан набираться сил! И мне не важно, кто и что мне говорит, я у вас по-настоящему исцеляюсь! Хамбо Лама Этигэлов, он же для всех нас, кто верит в него, кому помогает жить более уверенно, радостно в этой трудной жизни… В моей родной деревне стоит маленькая церквушка, и там, когда я молюсь, всегда прошу Бога наполнить меня, мой ум, жизнь, работу мою смыслом, потому что я многого еще не знаю, поэтому всегда честно говорю, что у меня «много дыр», и прошу Бога помочь мне их заполнить - Знанием, мудростью, правильным пониманием жизни, правильными поступками в отношении наших любимых и близких людей…»

 

Итак, сегодня Ганжур хурал завершился, с утра была проведена завершающая часть – Сахюусан хурал.

 

И только через год мы получим возможность вновь услышать публичное декламирование всех сутр Учения Будды. В сутрах говорится, что «тот, у кого созрели кармические причины, способен, услышав только лишь одну строчку из наставлений Победоносного, в одно мгновение обрести плоды духовного совершенства, огромных духовных накоплений всех предыдущих жизней, настолько могущественны слова Будды…»

 

Пресс-служба Сангхи России

Авторизуйтесь, чтобы комментировать