Понедельник, 09 ноября 2015 22:01

Электронный учебник бурятского языка в образовательной модели "1 компьютер:1 ученик"

Автор 


Хантаева Оксана Алексеевна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ Нагалыкская СОШ Баяндаевского района Иркутской области

Зандынова Ольга Баировна, научный руководитель школы

 

Актуальность. Мы живем во время больших перемен, связанных с модернизацией системы образования, с переходом к новым образовательным стандартам, продиктованным более высокими требованиями современного информационного общества к интеллектуальным параметрам выпускника. С 1 сентября 2011 года в России вступил в силу новый стандарт начального общего образования, реализация которого в ряде регионов Российской федерации ведется уже с 1 сентября 2009 года, с 1 сентября 2012 года в 14 пилотных регионах РФ - к ФГОС ООО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования) в 5-х классах . Повсеместный перевод общего образования на стандарт второго поколения стартует с 2015 года. Для того чтобы понять, какие педагогические принципы должны быть положены в основу обучения, обратимся к Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Согласно данной концепции, выпускнику школы XXI века необходимо обладать:
• готовностью и способностью к саморазвитию и реализации творческого потенциала, высокой социальной и профессиональной мобильностью на основе непрерывного образования, умением учиться;
• позитивной самооценкой и самоуважением, умением открыто выражать и отстаивать свою позицию;
• готовностью к самостоятельным поступкам и действиям, способностью критически их оценивать и брать на себя ответственность за результаты, целеустремленностью и настойчивостью в достижении целей;
• стремлением осваивать основные социальные роли, нормы и правила;
• сформированностью научной картины мира;
• способностью управлять своей интеллектуально-познавательной деятельностью;
• репрезентативным, символическим, логическим, творческим мышлением, продуктивностью воображения, произвольной памяти и внимания, рефлексии;
• коммуникативной компетентностью, предполагающей сознательную ориентацию на позицию партнеров по общению, совместную с ними деятельность (умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений)» .

Поэтому мы считаем, что технологией, позволяющей всем участникам учебного процесса соответствовать запросам современного общества, является образовательная модель обучения в рамках программы «1 ученик: 1 компьютер».
В 2011 году наша школа вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Школа будущего вместе с Интел-2011», в результате которого
мы стали обладателями 25 ClassMate PC, а в 2012 году - мобильного класса (14 ноутбуков) по линии Министерства образования Иркутской области была награждена. Поэтому в данное время в нашей школе активно идет процесс внедрения модели 1:1, в частности на уроках бурятского языка. Также мы создаем оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение электронного учебника «Буряад хэлэн» в процесс обучения. Таким образом, в нашей школе в данное время реализуется проект «Применение электронного учебника бурятского языка в модели «1 компьютер: 1 ученик».

Цель проекта: повысить качество обучения учащихся на уроках бурятского языка с использованием электронного учебника в образовательной модели «1 компьютер: 1 ученик»

Задачи проекта:
1.Теоретически освоить проблему внедрения образовательной модели «1 компьютер: 1 ученик»
2.Практически овладеть технологией внедрения образовательной модели «1 компьютер: 1 ученик»
3. Изучить возможности электронного учебника бурятского языка в модели «1:1»;
4.Обобщить опыт работы по теме проекта.

Участники проекта: учащиеся 5-9 классов, учитель бурятского языка и литературы

Объект исследования: учебный процесс по бурятскому языку
Предмет исследования: применение электронного учебника в образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» на уроках бурятского языка

Новизна проекта отражена на содержательном и технологическом уровнях (новые развивающие задания (урочные и внеурочные), повышение информативности урока, углубление содержания школьных учебников, новый алгоритм урока, создающий оптимальные условия для самореализации каждого ученика).
Гипотеза: у учащихся будет сформирован стойкий интерес к предмету, повышение уровня ИКТ – компетентности обучающихся.


Этапы разработки педагогического проекта

1. Предпроектный – 2011-2012 учебный год:
Изучение технологии модели «1 ученик: 1 компьютер»
Изучение научно-педагогической литературы по теме проекта.
Б.Б.Ярмахов. «1 ученик: 1 компьютер». Образовательная модель мобильного обучения в школе
Я.Ц.Ивахинова. Буряад хэлэн (сахим ном). Методическа дурадхалнууд.
Разработка плана реализации проекта.

2 Проектный – 2012-2013 учебный год:
Использование ЭУ на уроках бурятского языка в модели 1:1
Диагностика знаний, умений, навыков, познавательной активности.

3 Результативный - 2013-2014 учебный год:
Обобщение результатов реализации проекта.
Проведение открытых уроков.
Создание методической копилки.

Применение электронного учебника позволяет усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, дает положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, мышление. При использовании электронного учебника на уроках у учащихся появляется интерес и внимание к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания бурятского языка: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и личности. Компьютер помогают учителю создать новые условия работы в классе, изменить способ мышления современных школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Электронный учебник «Буряад хэлэн» содержит теоретический учебный материал, практически-ориентированные задания, тренировочные и контрольные тестовые упражнения, обучающие и развивающие игры, произведения устного народного творчества, художественные и познавательные тексты, рисунки и фотографии, направленные на использование полученных знаний не только в учебной деятельности ребёнка, но и во всех других сферах жизни.
Дети при наличии компьютеров могут самостоятельно изучать бурятский язык в рамках школьной программы. Особенно это важно для школ, в которых отсутствуют учителя бурятского языка и литературы. Используя данный учебник, ученики приобретают глубокие знания по родному языку, истории, краеведению, литературе, природе Бурятии, материальной и духовной культуре бурят. Использование в учебных материалах информации табличного представления, большого архива фотографий, ссылок справочного характера, электронных вариантов словарей дают широкие возможности для использования различных методов в процессе обучения.

В рамках проекта наиболее распространены следующие формы использования электронного учебника:
1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.

3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).

4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке.

5. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий, т.к. в состав электронного учебника входит система мониторинга «Дасхал». Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
6. Проведение электронных диктантов «Сээжэ бэшэг» предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знания обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации;

7. Электронный учебник бесценен для реализации метапредметного подхода в обучении: вследствие отсутствия цифровых образовательных ресурсов на родном языке здесь можно найти дополнительную информацию по литературе, культуре, фольклору, биологии, географии и т.п. Используя данный материал, мной подготовлен мастер-класс на межрегиональной НПК
«Бурятский язык и литература в контексте ФГОС: метапредметный подход», 12 апреля 2013 г., ИПКРО по теме: «Частицанууд» (буряад хэмжуур)


Таким образом, в результате использования электронного учебника в модели 1:1 происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, т.е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия.

В заключение можно сказать, использование электронного учебника бурятского языка в модели «1:1» отвечает всем требованиям ФГОС.


Ожидаемые результаты:
- повышение мотивации учащихся к изучению бурятского языка;
- повышение потребности приобретать новые знания;
- повышение познавательного мышления учеников;
- повышение интенсивности урока;
- повышение продуктивности урока;
- снятие фактора тревожности некоторых учащихся на уроке.

2013 год

 

Авторизуйтесь, чтобы комментировать