Воскресенье, 11 апреля 2021 23:01

Применение ИКТ и интерактивной доски на уроках бурятского языка

Автор 

 

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами. Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания. 

Основными целями применения ИКТ на уроках бурятского языка являются: повышение мотивации к изучению бурятского языка; совершенствование коммуникативной компетенции; увеличение коммуникативной компетентности; расширение объема знаний о социокультурной специфике республики Бурятия. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся в информационных технологиях, ИКТ можно использовать в качестве мощного инструмента развития мотивации.

Использование интерактивных технологий на уроках показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять инициативу, высказывать собственное мнение. Использование ИКТ в учебной и внеучебной работе является еще одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и повышения качества обучения. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Необходимость использования современных информационных технологий в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Общение с компьютером дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, речь, логическое и образное мышление. Наряду с технологиями сотрудничества, проектной, информационно – коммуникационной технологией, использую в своей работе технологию проблемного обучения,так как с ее помощью в учениках развивается стремление понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные им для анализа, решить задачу – проблему, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса. Например, при обучении просмотровому чтению (нахождении в уже прочитанном тексте необходимой информации) предлагаю определить. В какой части текста находится ответ на поставленный вопрос, какие ключевые слова помогают при поиске запрашиваемой информации.

При обучении пониманию прочитанного и выделению основных смыслов и главной идеи текстов, продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях. Часто приходится придумывать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, самой подытоживать главное, опираясь на ответы учеников.

Использование данной технологии дает положительные результаты – ученики приобретают навыки и умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении. Становится совершенно очевидным тот факт, что применение современных образовательных технологий на уроках бурятского языка повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства к системе образования. Я использую программы PowerPoint и ActivInspire для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материалов делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также ученики могут сами создать компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности.

В результате использования данной технологии на среднем этапе обучения мною созданы презентации, которые могут быть применимы другими учителями на уроках бурятского языка или во внеклассной работе по предмету. В настоящее время в учебном процессе мною систематически используется работа на интерактивной доске. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. 

В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы.

Работа с интерактивной доской становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. По УМК «Амар – Мэндэ-э!» мною созданы интерактивные игры в программе https://soft.mydiv.net/win/download-ActivInspire.html  и активно их используем на своих уроках.Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Используя интерактивную доску, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Ученики научились пользоваться пользоваться инструментами, писать и моментально стирать. ActivBoard позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую. Ученики с интересом осваивают большинство инструментов доски. См.Инструкцию. 

Использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной деятельности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе, повышает мотивацию обучения. Все ученики хотят выйти к электронной доске отвечать и не боятся ошибиться при этом. Таким образом, работая с электронной доской, я имею возможность проводить уроки, отвечающие самым современным требованиям.

Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:

  • понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников;
  • систематичность использования;
  • серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму. 

Золушка

Маша

Знайка

знайка

павлин

Тоо

 

 

 

Авторизуйтесь, чтобы комментировать