На базе детского сада «Жаргал» Кижингинского района 26 мая 2022 года прошел семинар по реализации проекта «Монолингвальная речевая развивающая среда на бурятском языке в дошкольной образовательной организации».
Руководителем этого проекта является доктор педагогических наук, профессор Сономбал Содномов. В работе семинара приняли участие представители Министерства образования и науки РБ, Республиканский центр «Бэлиг», Республиканского центра по развитию бурятского языка, Государственной службы языкового перевода, Бурятского республиканского института образовательной политики, Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова.
На семинаре были показаны образовательные мероприятия с воспитанниками данного сада:
1. Организованная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшей группы «Хорхой шумуулай оршом соо». Педагог – Биликма Анзанова.
2. Совместная деятельность педагога и детей по реализации парциальной программы «Аман үгын абдар». Педагог – Эржен Димитдагбаева.
Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.
Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной деятельности, становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Правильное создание речевой развивающей среды способствует развитию коммуникативных навыков, связной, диалогической речи и помогает адаптироваться ребенку в окружающем мире и социальной действительности. По мнению главного специалиста Центра по развитию бурятского языка ГБУ РЦ «Бэлиг» кандидата педагогических наук Бадмажап Будаин, проведенные в детском саду «Жаргал» как нельзя лучше доказали правильность данных рассуждений.
Также он отметил, что в процессе проведения ООД педагогами использованы различные методы обучения (словесные, наглядные, практические; интерактивные, индивидуальные, групповые, фронтальные), что позволило сделать ООД насыщенными и разнообразными. Это помогло удерживать внимание детей на протяжении всех занятий и выполнить все поставленные воспитателями цели и задачи.
Материал, подкреплённый наглядным в виде презентации и использования учебных пособий в виде таблиц, картин, был усвоен воспитанниками в полном объёме, что нашло своё отражение в рефлексии детей.
Анализ показал, что всех группах достаточно созданы условия для речевой деятельности детей. Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричного производства и изготовленные своими руками.
По мнению специалистов Центра по развитию бурятского языка у детей достаточно на высоком уровне сформированы умения воспринимать и понимать бурятскую речь; хорошо сформированы коммуникативные компетенции на элементарном уровне: используют слова и реплики в своей речи в процессе общения, строят высказывания свободно, без шаблона; сформированы положительные отношения и интерес к бурятскому языку, культуре бурятского народа, традициям обычаям.
Педагогами детского сада «Жаргал» накоплен большой и интересный дидактический, методический и раздаточный материал по обучению бурятскому языку в монолингвальной среде. Этот опыт заслуживает всесторонней поддержки и внедрения на республиканском уровне.
Также на семинаре отмечалось, что назрела необходимость создания и открытия национальных детских садов. Это способствовало бы более планомерному и системному развитию монолингвальной бурятской речевой среды, адресной государственной поддержке со стороны Правительства РБ.